Болезненные менструации

Видео версия:

Дисменорея или болезненные менструации являются одной из наиболее частых причин, по которой женщины пропускают работу или учебу. На многих государственных предприятиях до сих пор существует такое понятие как “женский день”, позволяющий женщине один раз в месяц пережить “критические дни” не на рабочем месте.

Дисменорея или болезненные менструации подразделяется на первичную и вторичную.

Под первичной дисменореей понимают болезненные менструации в отсутствии патологических изменений со стороны половых органов.

При вторичной дисменорее, болезненные менструации обусловлены наличием гинекологических заболеваний, чаще всего к ним относятся эндометриоз, воспалительные заболевания половых органов, миома матки и другие.

По данным различных авторов, частота встречаемости дисменореи в зависимости от возраста колеблется от 60 до 92%.

Очевидно, что первичная дисменорея встречается преимущественно у подростков, в то время как вторичная – характерна для более старшей возрастной группы.

Первичная дисменорея обычно развивается через 6-12 месяцев после начала менструаций, когда появляются первые овуляторные циклы. Симптомы дисменореи обычно возникают с началом менструации, редко за день до начала, и характеризуются схваткообразными, ноющими, дергающими, распирающими болями, которые могут иррадиировать в прямую кишку, придатки и мочевой пузырь. Помимо этого может наблюдаться тошнота, рвота, головная боль, раздражительность, вздутие живота и другие вегетативные явления.

Среди подростков пик встречаемости дисменореи приходится на 17-18 лет, то есть к моменту окончательного становления менструальной функции и формирования овуляторного менструального цикла. Эта закономерность, в частности, указывает на существенную роль овуляции в патогенезе первичной дисменореи.

Механизм развития

Хотя до сих пор нет однозначных представлений о причинах развития первичной дисменореи, тем не менее, большинство исследователей сходятся на том, что ведущую роль в развитии этого заболевания играет дисбаланс простагландинов (особые молекулы в организме) в матке.

Еще в 1978 году было показано, что простагландин F2 альфа (ПГF2альфа) и простагландин Е2 (ПГЕ2) во время менструации накапливаются в эндометрии и вызывают симптомы дисменореи. Простагландин F2 альфа и ПГЕ2 синтезируются из арахидоновой кислоты. Активность этого синтеза в эндометрии регулируется половыми гормонами, точнее последовательной стимуляцией эндометрия в начале эстрогенами а затем прогестероном.

К моменту менструации в эндометрии накапливается большая концентрации простагландинов, которые вследствие разрушения клеток эндометрия (слизистой оболочки матки) высвобождаются наружу. Высвободившиеся из клеток простагландины воздействуют на миометрий (мышечный слой матки), что приводит к чередованию сокращений и релаксаций гладкомышечных клеток.

Маточные сокращения, обусловленные простагландинами, могут продолжаться несколько минут, а развиваемое давление в матке достигать 60 мм рт. ст. Длительные сокращения матки приводят к развитию кислородного голодания тканей и, как следствие, к накоплению продуктов анаэробного метаболизма, которые в свою очередь стимулируют болевые нервные окончания. Другими словами, первичную дисменорею можно назвать “маточной стенокардией (маточным сердечным приступом) “.

Множество факторов может изменять эффект простагландинов на матку. К примеру, усиленные физические упражнения могут повышать тонус матки, возможно за счет снижения маточного кровотока. Многие спортсменки отмечают, что усиленные тренировки во время менструации значительно усиливают болезненность менструаций. Помимо воздействия на матку, ПГF2 альфа и ПГЕ2 могут вызывать спазм бронхов, диарею и повышение давления, так, в частности, диарея особенно часто сопровождает первичную дисменорею.

Для высокой продукции простагландинов в эндометрии необходимо последовательное воздействие на него в начале эстрогенов, а затем прогестерона. Очевидно, что женщины с ановуляторным менструальным циклом (те у которых не происходит овуляция) крайне редко страдают первичной дисменореей вследствие отсутствия у них достаточной секреции прогестерона. В связи с этим наличие овуляции является одним из факторов, обусловливающих симптомы дисменореи.

Вторичная дисменорея обусловлена наличием органических нарушений гениталий.

• аденомиоз
  • воспалительные заболевания органов малого таза
  • сужение канала шейки матки
  • полип канала шейки матки
  • миома матки
  • внутриматочная спираль
  • эндометриоз
  • спаечный процесс
  • функциональные кисты яичника
  • доброкачественные или злокачественные опухоли яичника, мочевого пузыря, толстой кишки или другого источника
  • воспалительные заболевания толстой кишки

Наиболее частой причиной вторичной дисменореи является эндометриоз.

Лечение

Наиболее распространенными препаратами для лечения первичной дисменореи являются оральные контрацептивы и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).

Назначение оральных контрацептивов в основном направлено на выключение овуляции, поскольку, как отмечалось выше, именно овуляторный менструальный цикл обеспечивает циклическую стимуляцию эндометрия, что способствует накоплению простагландинов, ответственных за развитие симптомов дисменореи.

Другим, не менее эффективным подходом к лечению первичной дисменореи является назначение препаратов группы НПВС (диклофенак (ректальные свечи) нурофен, кетаролак, напроксен).

В целом применение НПВС для лечения первичной дисменореи имеет целый ряд преимуществ. НПВС не только эффективно нивелируют отрицательное воздействие простагландинов на матку, но и устраняют другие симптомы дисменореи, такие как тошнота, рвота и диарея. В ряде случаев, когда эффективность оральных контрацептивов в отношении симптомов дисменореи недостаточна, для достижения более выраженного эффекта возможно дополнительное назначение НПВС.

Как принимать?

Лучше всего начать принимать эти препараты за день до предполагаемого начала менструации. Наибольший эффект дают ректальные свечи «Диклофенак» (доза 100-150 мг). Это связано с тем, что препарат быстрее и в большей концентрации попадает в матку, чем при приеме таблеток. Можно вводить свечи 1-2 раза в день за день до менструации и в дни менструации пока требуется обезболивание. Таблетки принимаются в таком же режиме.

Почему плохо помогает но-шпа и анальгин?

Потому что но-шпа фактически только расслабляет мышцы матки и если их сокращение выражено значительно но-шпа не справляется. Препараты группы НПВС устраняют наличие простагландинов, веществ, которые и вызывают сокращение мышц. Анальгин хоть и относиться к той же группе НПВС, но у этого препарата меньше эффект на матку, чем у препаратов, которые я перечислил выше.

К другим методам лечения дисменореи относятся различные гомеопатические и фитопрепараты, акупунктура и йога.

При наличии вторичной дисменореи проводят лечение гинекологических заболеваний, симптомом которых она, по сути, является.

Позитивная гинеклогия